Кофырин Николай - Kofyrin Nikolay (strannik1990) wrote,
Кофырин Николай - Kofyrin Nikolay
strannik1990

Category:

ГДЕ РОДИЛАСЬ РОССИЯ



Вопрос «Где родилась Россия?» неожиданно из разряда чисто академических переместился в разряд политических: то ли Россия возникла из Киевской Руси, то ли из Новгородской республики, то ли из княжества Московского.
Когда в советское время я учился в университете, преподаватели доказывали лживость и несостоятельность «норманнской теории». В 90-е годы, наоборот, утверждали, что государство на Руси создали норманны во главе с князем Рюриком.
Когда обостряются отношения с Западом, «норманнскую теорию» вынимают с пыльных полок, дабы доказать, что Россия уникальное государство. Недавно в одном журнале прочитал статью «А был ли Рюрик?» В ней утверждалось: «сегодня даже непримиримые оппоненты, похоже, пришли к единому мнению: скорее всего, Рюрика … не существовало!»
Чтобы выяснить, существовал ли Рюрик, в свой день рождения я поехал в Великий Новгород, где, как утверждают, сохранилось «Рюриково городище» – место, где стояло поселение и жил легендарный князь Рюрик.




В 1749 году российский историк немецкого происхождения Герхард Миллер подготовил доклад, опираясь на «Повесть временных лет» (862 год), где описано призвание Рюрика и его братьев на княжение в Новгороде. Профессор Миллер сделал вывод: создателями нашей государственности были варяги-норманны. «Норманнская теория» получила политическое звучание. Против этой теории выступил Ломоносов.

Ломоносов утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение).
Автор «Задонщины» (поэтического творения конца XIV века) прославляет Рюрика как первого русского князя.
По мнению историка В.Н.Татищева варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины.

Автор словаря русского языка С.И.Ожегов пишет, что "варяги в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах".

Историк Б.А.Рыбаков полагает, что один из набегов варягов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.

Рюрик на княжение

По другому мнению И.Я.Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша и Новгород».
Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед к Ильмерю и сруби городе над Волховом и прозваша и Новгород».
Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия.

Профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ Герман Артамонов считает: «Рюрик, как и его братья, Трувор и Синеус, – это, похоже, миф. А говорить о реальных людях можно, начиная с Игоря Старого (сына Рюрика). … Более того, согласно «Слову о полку Игореве», родоначальником русских княжеских родов можно считать Трояна, а в «Повести временных лет» в качестве такового упоминается Кий. Так что вопрос о Рюрике можно снять как недостоверный».

«Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображённая Московия. ‹…› Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином». (Вопросы истории. 1989. № 4).

Профессор школы исторических наук НИУ ВШЭ Игорь Данилевский полагает: «Сегодня ясно, что скандинавы были в Древней Руси, но не они создали это государство (тем более что у них самих государства в современном понимании тогда ещё не было). Они могли лишь стать некой третьей силой – «рефери» в местных межэтнических конфликтах».

«Вопрос, кто такие русы, остаётся до сих пор, – утверждает Герман Артамонов из МПГУ. – Для меня ясно, что они не «славяне».И вот почему… У славян, в отличие от других индоевропейских народов, очень рано утвердилась территориальная форма общин и она сохранилась вплоть до ХХ века! Более того, славяне ни под каким предлогом (в силу разных и непонятных нам обстоятельств) не принимали частной собственности, у них отсутствовало социальное расслоение».

Помню, как в НИИКСИ ЛГУ (где я работал с 1981 по 1991 год), приходил с исторического факультета профессор Р.Г.Скрынников и рассказывал о своей новой книге. Скрынников считал, что на Руси во второй половине начала X века участвовали десятки викингов предводителей. Но исторические документы донесли до нас лишь несколько из них: Рюрика, Аскольда, Дира, Олега и Игоря. Князя Олега Скрынников превращает в Хелгу, княгиню Ольгу в Елгу, Игоря в Ингвора, Святослава в Свентослава, Малушу в Малфреду.
Р.Г.Скрынников доказывал тождество руси и норманнов, ссылаясь при этом на свидетельства Иоанна Дьякона, Епископа Кремонского Лиутпранда, Константина Багрянородного, а так же русско-византийские договоры 911-944 гг., которые всегда служили норманнистам основными доказательствами тождества руси и норманнов.

В 2010-2011 годах я побывал в Норвегии, Швеции, Дании, где интересовался историческими корнями «норманнской теории».



Сторонники «норманнской теории» считают, что именно благодаря плаваниям скандинавских купцов и воинов по восточноевропейским рекам, начиная с IX века, сформировался путь «из варяг в греки». Это способствовало возникновению на Руси государственности.

На Руси скандинавов знали как варягов, русов и колбягов. В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».
С древненорвежского языка слово «викинг» переводится как «люди из бухты». Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Морские кочевники викинги держали в страхе всю Европу. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.

«Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах. По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России.

Профессор Анатолий Колесов на основании ДНК-генеологии полагает, что «Рюрик был славянином, а не скандинавом».
Современная генетика ДНК-генеология утверждает, что русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4,5 тысяч лет тому назад. Y-хромосома (мужская хромосома) передаётся исключительно от отца к сыну. Поэтому можно сказать, что скифы, сарматы, славяне это одна и та же наследственная линия по генетической группе R1A1. Обладатели группы R1A1 (это биологический маркер русского этноса) сегодня составляют 70% всего населения России, Украины и Белоруссии.

Русские люди (поляне, древляне и пр.) были земледельцами, они не строили больших городов и крепостей, ни с кем не враждовали, кроме как между собой. Русским не нужно было государство. И то, что, согласно «норманнской теории», государство в России создали приглашённые норманны во главе с князем Рюриком, это не укор русским людям в их нецивилизованности, а скорее наоборот, показатель их естественного преимущества перед так называемыми западными цивилизациями, несущими войну и смерть нехристианам.

Как-то я побывал на лекции народного историка, рассказавшего о возникновении России. После окончания лекции я поинтересовался, кто же такие русские?



Существует мнение, что государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами (потомками норманна Рюрика) родилось из симбиоза пришлых варягов (русов) со славянским населением. Через волго-донской волок русы спускались в Каспийское море. На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров.

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям - Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.
Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племён и нападения на купцов. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Чёрном море и грозили арабам.

Варяги

Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.

Государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами (потомками норманна Рюрика) родилось из симбиоза пришлых варягов (русов) со славянским населением. Через волго-донской волок русы спускались в Каспийское море. На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров.

Государство Рюриковичей к X-XII вв. стало очень богатым, и могло позволить себе просто «купить» нужных для службы варягов. Их оставляли в городских гарнизонах и дружине. На Руси упоминания о варягах исчезают из летописей уже к XIII веку, а русы растворяются в славянском русском народе.

С конца VIII века викинги (норманны – из Швеции, Норвегии и Дании) стали завоёвывать государства на атлантическом побережье Европы. Корабли викингов доплыли до Африки и Северной Америки, а по рекам русской равнины – до Азии. Викинги захватили поселение Старая Ладога и основали там свой город Альдейгья. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян.

Варяги покорили почти всю Европу и часть британских островов. Варяги славились необыкновенной жестокостью. В 789 годы они совершили первый рейд в Англию. В 844 году взяли Лиссабон. В 885-886 годы викинги осадили Париж. … В 862 году варяг Рюрик был призван княжить в Новгороде.

Крещение варяги на Руси

Великий Новгород — древнейшая столица Руси — место призвания летописного Рюрика и зарождения российской государственности. В Средние века — центр Новгородской республики, а затем центр Новгородской земли в составе Киевской Руси и Русского царства.

Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.
В первой половине 750-х годов в низовьях Волхова (Старая Ладога) появились скандинавские поселения, но на рубеже 760—770 годов викингов вытеснили славяне.
Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год. Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются 930-ми годами.

Самое раннее иностранное упоминание Новгорода содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей».
В скандинавских сагах Новгород называется Хольмгардом — столицей Гардарики (островным городом).
В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау). Полагают, что речь идёт о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. Скорее всего речь идёт о «Рюриковом городище», которое датируется с VIII—IX века. Это был торгово-ремесленный и военно-административный центр Приильменья.
«Рюриково городище» находится в 2 км к югу от центра современного Великого Новгорода, при истоке реки Волхов из озера Ильмень (напротив Юрьева монастыря).



Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после переселения с Дуная.

В переводе Д.С.Лихачёва «Повести временных лет» читаем:
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси, чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.
Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде». (конец цитаты).

В 864 году в Новгороде восстали против Рюрика, предводитель восставших Вадим Храбрый был убит.

Согласно Иоакимовой летописи в 990-991 годах: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идёт крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришёл, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием. …
Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступил Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить домы христиан. …
Многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ниже. Тогда язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены; для этого Иоаким велел всем крещёным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещён, и крестить. … Окончив это дело, Путята пошёл в Киев. Вот почему есть браня для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём».

В 1136 году Новгород стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси. В период с 1136 года по 1478 год по отношению к Новгородской земле принято применять термин «Новгородская республика» (правительство последней использовало обозначение Господин Великий Новгород).
К началу XII века Новгородская земля включала в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.

Считается, что Новгородская республика (Господин Великий Новгород) была самым прогрессивным на Руси государством, независимым и от Киева, и от Москвы. Улицы Новгорода были замощены, функционировал деревянный водопровод.
Главное отличие Новгорода от других княжеств состояло в уникальной системе управления. Хотя формально во главе республики стоял князь, основная власть в ней принадлежала Вече. Правители Новгородской республики, князья, утверждались Вече. Князь обладал судебной властью и возглавлял войско.
Помимо князя на народном вече избирали посадника — главу города. Он контролировал князя и совместно с ним распоряжался войском, возглавлял суд, поддерживал правопорядок и занимался внешней политикой. Должность посадник занимал, как правило, один-два года.



На вече также избирался архиепископ, одной из функций которого был контроль за государственной казной, тысяцкий — руководитель городского ополчения, и различные старосты. Все они входили в Совет Господ, который также взаимодействовал с Вече и новгородским князем.



Вече (народный совет) впервые созвал Ярослав Мудрый в начале XI века. Полномочия совета были весьма широки: вече решало на что следует потратить казну, какие подати ввести, что и по какой цене продавать иноземным купцам, с кем воевать, а с кем, наоборот, заключить мир.



Вече обычно проходило на площади у Софийского собора, куда стекалось взрослое свободное мужское население Новгорода. В процессе обсуждений и споров на вече нередко начинались драки и потасовки.

Историк Н.М. Карамзин пишет: «1231 год — в Новгороде во время затяжного голода вновь бушевал ужасный пожар, спасаясь от которого новгородцы бросались в Волхов, где многие и утонули, казалось, что город уже никогда не восстановить. Летописец пишет: «Новгород уже кончился». Пожар уничтожил не только строения и имущество, но и запасы продовольствия. Узнав, что в Новгороде второй год продолжается голод, немецкие купцы доставили в город хлеб, «думая больше о человеколюбии, нежели о корысти, остановили голод; скоро исчезли ужасные следы его, и народ изъявил живейшую благодарность за такую услугу».

В 1238 году во время татаро-монгольского нашествия завоеватели не дошли до Новгорода 200 км и повернули к югу у урочища Игнач-Крест. Новгород не подвергся монгольскому нашествию, хотя и платил дань Орде. Благодаря этому в городе сохранились уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода. Новгород был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI—XII вв.

1240 год — ярл Ульф Фаси во главе войска, состоявшего из шведов и суми приходит в устье Невы, собираясь взять Ладогу и Новгород. 15 июля шведы были разбиты новгородцами в Невской битве.
5 апреля 1242 года — новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем (Невским) одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище.
1259 год — при поддержке Александра Невского монголы провели перепись в Новгороде для сбора дани.

По результатам широкомасштабного опроса россиян в 2008 году Александр Невский был выбран «именем России». Идеализация Александра достигла зенита, когда в 1938 году Сергей Эйзенштейн создал фильм «Александр Невский».



Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Николай Борисов «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Каким был Александр Невский на самом деле, исторические источники не могут дать однозначный ответ.

«Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких», — считает доктор исторических наук, академик РАН Валентин Янин.

После череды войн с Москвой (1456, 1471 и 1477-1478 годов), в результате опустошения, голода и болезней Новгород утрачивает свою независимость.
Непосредственным поводом к походу против Новгорода послужило заключение договора с Литвой пролитовской боярской группировкой во главе с посадницей (вдовой посадника) Марфой Борецкой. Хотя новгородская республика обладала внушительным войском в 40 тысяч человек, однако боеспособность ополченцев (простых горожан) была очень низкой.

В результате победы московского князя Ивана III Великого над новгородцами Новгород утратил политическую самостоятельность. 15 января 1478 года, после приведения к присяге на подданство и полное повиновение великому князю Ивану III всех жителей Новгорода, своё существование Новгородская республика прекращает. Вече было отменено, вечевой колокол увезён в Москву; власть в городе получают великокняжеские наместники.
Тем не менее, за Новгородом сохранялось право чеканить собственные деньги (новгородская денга), сохранена система местного самоуправления, было возвращено право дипломатических отношений с соседними странами.
Новгородская земля стала частью Московской Руси, причём по своей территории она превосходила территорию Московского княжества.

С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия. А к рубежу XV–XVI веков первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия».

Русь — это исконно русское слово, поэтому оно и пишется с одной буквой С.
Русский — это производное слово, оно образовано от слова "Русь". Одна из букв С относится к корню ("рус-"), а другая — к суффиксу (-ск-), так что здесь стык корня и суффикса.
Россия — греческое по происхождению слово. Поскольку оно не наше, а чужое, то и двойные согласные в таких словах возможны.

Огромный урон городу нанёс опричный погром, учинённый зимой 1569-1570 годов войском, лично возглавлявшимся Иваном Грозным. Поводом к погрому послужил донос и подозрения в измене. Погром в Новгороде длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Число жертв в Новгороде было по разным источникам современников от 27 тысяч человек. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.

25 июля 1611 года между Новгородом и шведским королём был подписан договор, согласно которому шведский король объявлялся покровителем России, а один из его сыновей (королевич Карл Филипп) становился московским царём и Новгородским великим князем.
Освобождение исконных земель Северо-Западной Руси вместе с Новгородом явилось причиной войны со шведами, которая завершилась подписанием 27 февраля 1617 года Столбовского мирного договора.

В 1700 году началась Северная война, которая вначале омрачилась тяжёлыми поражениями русских войск. После поражения под Нарвой Пётр I спешно готовит крепостные укрепления Новгорода к возможной осаде шведов. Шведские войска не дошли до Новгорода; тем не менее, новгородский полк сыграл важную роль в Полтавском сражении 1709 года.

Путешествия по Русскому Северу, мы посетили исконно русскую деревню Верхние Мандроги, что на берегу реки Свирь, ниже города Подпорожье. На месте этой разрушенной войной деревни в 1996 году построили фольклорный центр, куда привозят иностранцев и прочих туристов.



Есть гипотеза, согласно которой русские произошли от скифов. В «Повести временных лет» говорится: «907 год. Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Взял же с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и древлян, и родимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, дулебов и тиверцев … этих всех греки называли «великая скифь».

Составительница первой византийской энциклопедии Анна Комнина действительно называет русов XI века скифами. Определяя народность неприятеля, осадившего царь-град (Константинополь), их называют росами – народом скифского происхождения.

Скифию называли прародиной славян. Русских называют скифами в многочисленных исторических источниках. Внешне скифы и древние славяне похожи. Скифы, изображённые на предметах, найденных в захоронениях, европеоиды. Поразительно схожи погребальные обряды скифов и славянорусов.



Н.М.Карамзин в труде «История государства Российского» приводит слова летописца Нестора о том, что «славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами (доныне живущими в Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли …»
«…по собственному Несторову сказанию (славяне) жили в России уже в первом столетии…». «Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные…»

Известна поговорка: «поскреби русского – найдёшь татарина».
Многие сегодня отрицают существование Золотой Орды. Но факт остаётся фактом: московское княжество платило Золотой Орде дань. Известный венец русских царей «Шапка Мономаха» это золотая тюбетейка, по одной из легенд, доставшаяся Ивану Калите от хана Узбека за службу и верность.
В 1327 году Иван Калита во главе ордынского войска сжёг православную Тверь, когда там убили татарского посла. Вместе с татарами москвичи в карательной экспедиции «положили пусту всю землю Русскую».
Историк В.О.Ключевский писал: не будь Орды, северо-восточные князья «разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья».

После монгольского ига на Руси была создана великая держава, построенная по монгольскому образцу и рассчитанная на экспансию. Как и у монголов, она состояла из ставки и многочисленных податных территорий. Управление было деспотическим. Но это была жизненная необходимость. Потому как иначе управлять такой огромной разнородной территорией было невозможно.

Историк Н.М.Карамзин видел в монголо-татарском иге «благо, которым обернулось несчастье». И даже то, что «Москва обязана своим величием хану». Православию будто бы грозила тогда смертельная опасность со стороны западного «латинства», от которой и спасли монголы.

В 1547 году Иван IV, позднее известный под именем Грозного, впервые в истории страны венчался на царство. Великое княжество Московское объявило себя наследником всех русских земель. С тех пор монахи и летописцы писали «Русское царство».
В 1721 году царь Пётр I назвал своё государство «Российская империя», переведя на греческий язык древнее название восточноевропейских земель – Русь. Словом «империя» Пётр ставил свою страну и свой титул выше всех европейских монархов, кроме австрийского императора.

Россия возникла как империя и могла существовать только как империя. Этот процесс разворачивался за счёт экспансии и включения новых народов.
Сильное государство в России всегда было вынужденной необходимостью. При такой разбросанности населения по территории как в России, без централизованного руководства не обойтись. Иначе государство либо само развалится, либо разорвут на куски.

Историк Даниил Коцюбинский в своей лекции о Григории Распутине высказал мысль, что Россия может существовать лишь как самодержавное государство.



Чтобы удержать страну от развала, нужна объединяющая идея. Такая идея появляется в смутные времена как средство сплочения нации и выживания народа. Национальная идея — это краткая формула, отражающая основные чаяния народа.
Философ Владимир Соловьёв в Париже в 1888 году предложил следующую формулировку: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Первая наиболее известная идея «Москва — третий Рим». В царской России это было «Самодержавие. Православие. Народность». В советское время «Наша цель — коммунизм». А.И.Солженицын предложил в качестве национальной идеи «сбережение народа».
Писатель Андрей Михайлович Столяров имеет своё видение национальной идеи.



Вся наша долгая и трудная история привела к осознанию простой мысли – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Четыреста лет назад Россия пережила эпоху «Смутного времени». Тогдашняя элита (бояре) предали страну. Они думали лишь о том, к какому завоевателю примкнуть. Бегали то к полякам, то к «тушинскому вору» (Лжедмитрию II), выторговывая себе привилегии.
Когда же народ поставил интересы государства выше своекорыстных и объединился вокруг Минина и Пожарского, тогда только смогли изгнать поляков из Москвы. 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года русские войска штурмом взяли Китай-город, а 8 ноября поляки сдали Кремль.

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Яковлевич Травин считает, что идея свободы в Россию пришла не намного позже, чем в другие развитые страны.



Я считаю, что патриотизм – это любовь к Отечеству, а не к государству. Моя любовь к родине не зависит от смены политического режима и государственного устройства. Марина Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови».

В письме к Чаадаеву 19 октября 1836 года Пушкин признавался:
«Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал. …
Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не повредили…»

«Да, весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, — а всё потому, что русский сердцем живёт! Мы, русские, все сумасшедшие, потому что не такие нормальные, как вы. В нас менее чем в ком-либо, развит дух прагматизма. Выживание по типу “пойду на всё, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.
Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Как же спастись России в современных условиях? Этот вопрос я задал гостям и жителям Санкт-Петербурга. Ответы меня ошеломили!







Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

P.S. Поздравляю с праздником – Днём народного единства.

А по Вашему мнению, ГДЕ РОДИЛАСЬ РОССИЯ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Subscribe

  • НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ КНИГИ

    8-10 октября 2021 года проходил III фестиваль "Книжный маяк Петербурга". Мне удалось побывать на нескольких дискуссиях о настоящем и будущем…

  • БИОЭТИКА ТРАНСГУМАНИЗМА

    22 апреля 2021 года в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге я участвовал в работе научно-богословской конференции "Трансгуманизм…

  • ТАЙНА СМЕРТИ ЕСЕНИНА

    Сегодня 3 октября день рождения Сергея Есенина – самого переводимого в мире русского поэта. Его преждевременная трагическая кончина до сих пор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment