?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Крещение князя Владимира в соборе

Меня крестили, когда мне был всего год, по настоянию моей бабушки на родине предков – в Воскресенском храме Арзамаса. Я, разумеется, не помню этого, хотя всегда ощущал в себе некое таинство и хранил свой детский крестик.
«Второе крещение» – настоящее «духовное рождение» – произошло со мной в возрасте Иисуса Христа, когда я попал в автокатастрофу. Хотя были все основания погибнуть, я чудом остался жив.
В 2008 году я поехал в паломническую поездку по Святой Земле, где совершил омовение в реке Иордан. А в прошлом году, во время путешествия по Хашимитскому Королевству, я трижды окунулся в Иордан в том самом месте, где Иоанн крестил Иисуса.




Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше.

Остаётся точно не выясненным, с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Касир аль-Яхуд (на территории Израиля), на восточном, напротив него — Аль-Махтас (Иордания). Расстояние между Касир аль-Яхуд и Аль-Махтас не превышает десяти метров.

Когда в 2008 году мы были в Израиле и совершали омовение в местечке Иорданит, нас предупредили, что это не то самое место, где Иоанн крестил Иисуса.



В 2000 году Папа Иоанн-Павел Второй принял участие в церемонии открытия комплекса в Иордании. Когда только иорданцы стали обустраивать место Крещения на реке Иордан на своей территории, израильтяне сразу же стали возводить напротив свои сооружения.

Израильтяне убеждены, что Иисус погрузился в воды Иордана в Касир аль-Яхуд, рядом с местом, где позже был построен православный монастырь Святого Иоанна Крестителя.
Место крещения упоминается в первой главе Евангелия от Иоанна, согласно которому "это происходило в Вифаваре при Иордане, в месте, где крестил Иоанн" (Иоанн 1:28). Вифавара находится на западном берегу реки. Патриарх Иерусалимский Феофил однозначно подтвердил, что Иисус принял крещение на западном берегу Иордана.

Иордания обвинила Израиль в "подделке" места крещения Христа. Иорданцы утверждают, что подлинным местом крещения Иисуса была Вифания Заиорданская, расположенная на восточном берегу реки. Свою версию они подтверждают археологическими находками, такими, как фрагмент колонны, которая, согласно раннехристианской традиции, была установлена на месте крещения Иисуса.

Иордания даже готова пойти на конфликт с Израилем, чтобы утвердить свои права на христианскую святыню. Иорданцы открыли руины пяти церквей, построенных начиная с V века в память о Крещении Господнем.

В истории уже были примеры, когда «борьба за святыню» на самом деле была борьбой за доходы от этой святыни.

В 530 году Феодосий поведал следующее: «в пяти милях к северу от Мёртвого моря… В месте, где был крещён Господь, стоит одинокая колонна, на которой помещён железный крест. Также там стоит церковь Св.Иоанна Крестителя, построенная императором Анастасием: она умело сотворена и стоит поверх больших клетей, чтобы её не затапливало во время разливов Иордана».

Река неоднократно меняла свое русло, и сегодня невозможно установить, где именно во времена Иисуса Христа располагался западный, а где восточный берег. Вряд ли удастся внести полную ясность в вопрос, с какой стороны входили в реку Иисус Христос и Иоанн Креститель.

Иоанн Креститель совершал обряд, названный крещением, проповедуя иудеям грядущего Мессию. Обряд крещения был известен задолго до Иоанна Крестителя. Освящение водой применялось во многих древних религиях (например, в индуизме). На старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках есть изображение священника, который совершает обряд крещения над фараоном в водах Нила.

Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы (происходившей из рода священника Аарона – брата Моисея). Мария была родственницей Елисаветы. Согласно Евангелию, рождение Иоанна случилось на полгода раньше его родственника Иисуса.

Свою проповедь Иоанн начал в 29 году нашей эры. Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение и покаяние для прощения грехов. Пришедшим из Иерусалима священникам, явившимся, чтобы проверить его, Иоанн ответил, что не является ни Илией, ни пророком. «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».

Крещение совершалось в знак покаяния крестящегося в своих грехах. Иисус сначала не хотел идти креститься к Иоанну, о чём просили его мать и братья, возражая им: «какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него?»
Однако Иисус всё-таки пришёл к Иоанну в Вифанию Заиорданскую с целью принять крещение, хотя, согласно христианскому учению, не имел греха.

Иоанн не имел понятия об Иисусе, хотя был его родственником. Креститель был удивлён, увидев подходящего к нему Иисуса, и спросил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна.

Почему же богочеловек решил креститься от человека?

В Евангелии от Марка говорится: “И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мар.1:10-11).

Иоанн сказал об Иисусе: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

На мой взгляд, главный смысл деяний Иоанна Крестителя не в совершения крещения, а в том, что он обличал властителей, говоря правду, и призывал покаяться в грехах. За это он был заточён в темницу, а впоследствии лишён жизни.

Что же управляет миром: Сила или Любовь?

«Бог всегда на стороне сильных батальонов», гласит французская поговорка.
Древнеримский принцип «Мир с позиции силы» используется до сих пор.
Сильные полагают, что основа жизни – сила, а вовсе не любовь.

Стоит ли жертвовать собой ради любви к ближнему? Или нужно любыми средствами бороться за выживание?

Недавно я посмотрел фильм «Викинг» (версия 18+) – о крестителе Руси святом князе Владимире. Владимир не был викингом. К тому же на Руси скандинавов звали варягами. Возможно, название фильма выбрано для западного проката, где зритель видел уже несколько фильмов про викингов.

По моему мнению, созданный фильм не стоит затраченных на его создание 1 млрд 250 тыс. рублей. Уже давно замечено: чем больше бюджетных денег дают на «блокбастер», тем хуже получается фильм. «28 панфиловцев» снимали на народные деньги, а фильм получился лучше любого зарубежного «блокбастера».

Викинг Козловский

Князь Владимир, в исполнении Данилы Козловского, не выглядит убедительным. Попытки приукрасить образ святого князя привели к тому, что был создан «лубок».

В очередной раз нам предлагают «пастеризованную» историю, безопасную для сегодняшнего употребления. Но такая «пастеризованная» история имеет мало общего с исторической реальностью, не помогает понять прошлое и затрудняет понять настоящее.

Логичнее было бы поступить, как это сделал Андрей Тарковский, поставив в центр своего исторического фильма человека из народа – Андрея Рублёва.

После просмотра фильма «Викинг» у меня осталось много вопросов, причём не только к художественной картине, но и к изображённой исторической реальности. Создатели уверяют, что фильм снят по историческому первоисточнику – «Повести временных лет» летописца Нестора.

Каждый раз, когда хочу написать о выдающемся человеке, у меня нет мысли опорочить светлый образ, есть лишь желание докопаться до истины. Однако в процессе «копания» обнаруживаются такие факты, что становится страшно.

Исторические источники повествуют, что Владимир был сыном князя Святослава Игоревича от ключницы-рабыни Малуши (служанки княгини Ольги). Еврейка Малуша (Малка) – дочь раввина, тоже носящего имя Малк, из русского города Любич, находившегося в вассальной зависимости от хазарского каганата.

Малуша и её брат Добрыня
Крещение Малуша и Добрыня

Малуша была наложницей великого князя Святослава Игоревича, и забеременела от него. И хотя великий князь Святослав признал Владимира сыном, «незаконнорожденность» делала Владимира бастардом. От бастардов избавлялись, видя в них конкурентов на власть (как убили сына Клеопатры и Юлия Цезаря).

Ребёнком Владимир воспитывался на княжеском дворе отца, а в десять лет юный князь был отправлен в Новгород под присмотром опытного воеводы набираться навыков управления.

Когда киевский князь Ярополк (старший сын Святослава) убил своего брата князя Олега, Владимир понял, что он следующий, и, как свидетельствует летопись, «испугавшись, бежал за море».
В 978 году Владимир вернулся с дружиной наёмных варягов и объявил войну Ярополку. Для начала Владимир решил захватить Полоцк. Он предложил взять в жёны дочь Полоцкого князя Рогнеду. Когда та отказалась, заявив, что не хочет быть женой сына рабыни (Малуши), Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах отца и матери, а потом убил их.

Князь Владимир стремился к власти и часто служил причиной гибели ни в чём не повинных людей. Можно понять логику князя Владимира (бастарда). Необходимо было силой доказать своё право на власть. Когда варяги засомневались, «так князь он или не князь», Владимир приказал им штурмовать Полоцк.

Чем предполагал расплачиваться Владимир с наёмным войском? Своих денег у него не было. Оставалось только завоёвывать и грабить города.
Можно согласиться с волхвом в фильме, что князь Владимир принёс войну и разорение.

Инстинктивная борьба за власть требует жертв и жертвоприношений. Но одной силы недостаточно. Для укрепления власти нужно подкрепить её духовным авторитетом – либо «богом отца» (Перуна), либо любым другим авторитетным богом.

Всякая власть объективно стремиться к абсолютизации. Достижение власти через предательство в порядке вещей. Когда Ярополк пришёл к брату Владимиру для переговоров, то был им предательски убит. «И пришёл Ярополк к Владимиру, и как стал входить в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи. … Владимир же стал жить с женой брата (Ярополка) – Гречанкой, которая была беременна».

От Гречанки родился Святополк, которого Владимир признал своим сыном.
В церковных жизнеописаниях Владимира Святого упоминается 12 его сыновей.

«Повесть временных лет» писалась примерно через сто лет после смерти Владимира. В ней читаем: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Чтобы победить и обрести власть Владимир должен был из младшего (незаконнорожденного) сына стать «альфа-самцом».
У Владимира было 12 официальных жён: 11 по языческому обряду и последняя (Анна) по христианскому. Предпоследнюю свою жену, Гореславу, Владимир изнасиловал на глазах её брата и отца, а затем на глазах Гореславы их убил.
От всех 12-ти жён у Владимира были сыновья, между которыми он и разделил единую страну на удельные княжества. Этим он создал основу для феодальной раздробленности Руси и многолетней междоусобицы князей.

Князья часто нанимали профессиональных скандинавских воинов (викингов) для решения своих задач. Признанный достоверным исторический документ – отчёт о путешествии в Волжскую Болгарию в 921/22 годах Ахмеда Ибн-Фадлана, посланника багдадского халифа – позволяет представить, какими были викинги и как они себя вели.

С конца VIII века викинги (норманны – из Швеции, Норвегии и Дании) стали завоёвывать государства на атлантическом побережье Европы. Говорят, корабли викингов доплыли до Африки и Северной Америки, а по рекам русской равнины – до Азии. Викинги захватили поселение Старая Ладога и основали там свой город Альдейгья. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян.

Я всегда интересовался историей, и после школы поступал на исторический факультет педвуза. Но там мне сказали, что историю я знаю, однако не умею писать сочинения.
После службы я неоднократно пытался поступить на философский факультет, а в итоге закончил юридический факультет Ленинградского университета. Помню, как на лекции нам рассказывали о несостоятельности «норманнской теории», согласно которой древнерусское государство создали приглашённые норманны во главе с князем Рюриком.
После «перестройки» стали учить ровно обратному, приводя в качестве доказательства ту же «норманнскую теорию».

В 2010-2011 годах я побывал в Швеции, Дании, Норвегии, и поинтересовался историческими корнями «норманнской теории».



Сторонники «норманнской теории» считают, что именно благодаря плаваниям скандинавских купцов и воинов по восточноевропейским рекам, начиная с IX века, сформировался путь «из варяг в греки». Это способствовало возникновению на Руси государственности.
Называют и тип судов – драккар, длинный корабль, известный по раскопкам в Дании и Норвегии и пригодный для дальних морских плаваний. Именно на драккарах плавали викинги, основавшие династию Рюриковичей. В Дании и Норвегии обнаружили драккары, но эти драккары не подходят по своим техническим данным для плавания по восточно-европейским рекам.

Крещение драккар

Для плавания по маршруту «река-море» требовалось судно, которое должно было иметь малую осадку и небольшую массу, но в то же время пригодное для размещения 30-40 человек с грузом и обладающее устойчивостью, необходимой для плавания по морю. Это могли быть только славянские «струги» (ладьи), которые можно было перемещать при необходимости волоком.

Крещение волоки

На Руси скандинавов знали как варягов, русов и колбягов. В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».
С древненорвежского языка слово «викинг» переводится как «люди из бухты». Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Морские кочевники викинги держали в страхе всю Европу. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.

Крещение варяги на Руси

«Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах. По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России.

Н.М.Карамзин в труде «История государства Российского» приводит слова летописца Нестора о том, что «славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами (доныне живущими в Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли …»

Профессор Анатолий Колесов на основании ДНК-генеологии полагает, что «Рюрик был славянином, а не скандинавом».
Современная генетика ДНК-генеология утверждает, что русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4,5 тысяч лет тому назад. Y-хромосома (мужская хромосома) передаётся исключительно от отца к сыну. Поэтому можно сказать, что скифы, сарматы, славяне это одна и та же наследственная линия по генетической группе R1A1. Обладатели группы R1A1 (это биологический маркер русского этноса) сегодня составляют 70% всего населения России, Украины и Белоруссии.

Автор словаря русского языка С.И.Ожегов пишет, что "варяги в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах".

Согласно летописному преданию «Повесть временных лет» (созданному в XI — начале XII века) название РУСЬ произошло от варягов племени русь, призванных на правление славянскими и финно-угорскими племенами (чудь, словене, кривичи и весь) в 862 году. «И сказали себе словене: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти».

Рюрик на княжение

Имена первых русских князей по документам звучали иначе, чем в «Повести временных лет». Если о Рюрике нет почти никаких официальных сведений, то Игорь «по паспорту» был Ингером, Олег и Ольга – Хельгом и Хельгой, а Святослав – Сфендославом.

Автор «Задонщины» (поэтического творения конца XIV века) прославляет Рюрика как первого русского князя. По мнению историка В.Н.Татищева варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины. Ломоносов утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение).

По мнению историка И.Я.Фроянова, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.
По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.

Существует мнение, что государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами (потомками норманна Рюрика) родилось из симбиоза пришлых варягов (русов) со славянским населением. Через волго-донской волок русы спускались в Каспийское море. На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров.

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям - Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.
Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племён и нападения на купцов. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Чёрном море и грозили арабам.

Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.

Государство Рюриковичей к X-XII вв. стало очень богатым, и могло позволить себе просто «купить» нужных для службы варягов. Их оставляли в городских гарнизонах и дружине. На Руси упоминания о варягах исчезают из летописей уже к XIII веку, а русы растворяются в славянском русском народе.

Однажды я слушал лекцию одного историка о Древней Руси. После окончания лекции я поинтересовался, кто же такие русские, как отличить русского человека среди прочих?



ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
palsecamych
Jan. 25th, 2017 03:04 pm (UTC)
Оказавшись случайно здесь и, увидев какая животрепещущая тема обсуждается, не могу не сказать про одну интересную книгу, в которой, как мне кажется, доказано историческое существование Иисуса - книга "Партия Иисуса" (есть на Озоне и на ЛитРес). Вот цитата из книги, объясняющая все затруднения с истолкованием Евангелий:

"Из Евангелий мы знаем, что Иисус был, выражаясь современным языком, руководителем довольно известной в то время общественной организации, подвергался преследованиям и вёл напряжённую, полную опасностей жизнь. И вот представьте себе, что за толкование его высказываний примутся люди, никогда не участвовавшие ни в каких общественных организациях, не замеченные ни на каких многолюдных митингах и демонстрациях, в общем, эдакие тихие обыватели, привыкшие, надев тапочки, коротать вечера перед телевизором. Сумеют ли они, не имея схожего жизненного опыта, распознать среди разбросанных по тексту высказываний Христа те из них, которые относятся к деятельности созданной им организации? Весьма сомнительно. Даже натолкнувшись на них в евангельских текстах, они не поймут их значения, поскольку в своём жизненном багаже не имеют ничего, даже отдалённо напоминающего опыт Иисуса. Но толковать-то ведь надо, раз уж взялись за это дело! И наши горе-исследователи начинают сопоставлять евангельские сюжеты с тем, что первое приходит им в голову, а прийти может всё, что угодно: и впечатления от когда-то прочитанных книг, и лекции, прослушанные в университете, и сюжеты телепередач, и даже бабушкины любимые сказки, слышанные в детстве... Словом, если у исследователя-библеиста нет опыта общественной деятельности, хоть в какой-то степени сходного с опытом Иисуса, то ассоциации могут возникнуть любые, даже самые нелепые и дикие. И тогда одному исследователю Иисус может показаться мятежником-экстремистом, другому — бродячим учителем софистики, третьему — предводителем шайки гомосексуалистов,3 четвёртый уверен, что в Евангелиях приведены не подлинные мысли и дела Христа, а лишь придуманные позднейшей христианской общиной, а пятый объявит, что Иисус никогда не существовал и, следовательно, говорить вообще не о чем..."
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com